Форум » Танец » Танцевальные направления » Ответить

Танцевальные направления

Anka: В современном российском обществе, в т.ч. в хореографических ВУЗах и танцевальных конкурсах, танец представлен в 3-х жанрах: КЛАССИЧЕСКИЙ танец, НАРОДНЫЙ танец и СОВРЕМЕННЫЙ (ЭСТРАДНЫЙ) танец. Если с классическим и народным танцем всё вполне определенно, то определение современного танца вызывает много споров и вопросов. Что есть СОВРЕМЕННЫЙ танец? Одни хореографы называют современным танцем МОДЕРН и CONTEMPORARY dance, что уже является разными направлениями, другие приписывают туда же ЭСТРАДНЫЙ танец. Интересно, что некоторые относят к эстрадному танцу ДЖАЗ, а кто-то ВСЁ, что не относится к классическому и народному танцу. В итоге получается большая путаница в определении современного и эстрадного танца. Я лично решила для себя, что слово СОВРЕМЕННЫЙ означает то, что идет в ногу со временем, а значит к СОВРЕМЕННОМУ танцу можно относить все направления, которые популярны в наше время. Их великое множество. Предлагаю их рассмотреть и обсудить: у какой аудитории пользуются наибольшей популярностью, что развивают, какие особенности и т п...

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Anka: Прежде чем рассматривать направления танца, хочу привести цитату профессора МГУКИ и РАТИ Вадима Юрьевича Никитина: "Современный танец - это многожанровый и эстетически разноплановый феномен. К современному танцу в настоящее время относят все направления танца, которые существуют, начиная с начала ХХ века. Однако множество этих направлений танца можно четко разделить на две большие группы и несколько подгрупп: 1. Танец как вид искусства. То есть танец определяется неким элементом творчества, танец создается конкретным индивидуумом или группой и является предметом оценки зрителя. 2. Танец как социально-культурный феномен. В этой категории танец несет функциональную задачу и является средством выражения эмоций, осуществляет коммуникактивную функцию и не требует оценки зрителя" Далее Никитин рассматривает подгруппы, но об этом позже.

Дашук: Хастл - это парный танец для вечеринок, клубов и дискотек. Само слово hustle в переводе с английского означает суматоху, толкотню, сутолоку. Однако у этого слова есть и другое значение - энергия, бешенная деятельность. Появился Хастл в Америке и изначально танцевался под диско-музыку. В Европе это направление известно как disco-fox (в Германии) и disco-swing (в Швейцарии). Однако со временем этот танец впитывал в себя все больше и больше разнообразных движений и элементов из других парных танцев (бальных, рок-н-ролла, латины). В результате и появился современный Хастл, отличительными чертами которого стали: универсальность - танцевать Хастл можно практически под любую музыку, в любом темпе и с любым партнером или партнершей. импровизация - в этом танце нет зафиксированных правил и схем. Даже очень долго танцуя Хастл, можно постоянно придумывать (или узнавать) что-нибудь новое. "компактность" - танцевать Хастл пара может на одном-двух квадратных метрах, что в условиях современных ночных клубов и дискотек является немаловажным фактором. быстрая обучаемость - освоить основные элементы Хастла неопытный человек сможет за 10-15 занятий. А потом уже, на базе этих элементов, можно будет экспериментировать и придумывать собственные движения. Таким образом, танец Хастл является великолепным способом общения и самовыражения.

Anka: Вот как раз ХАСТЛ является ярким представителем социальных (бытовых) танцев. Это одно из тех направлений, мода на которые меняется со временем. Хотя если говорить об оценке зрителя, то по хастлу сейчас устраивается много фестивалей и конкурсов.


Anka: ДЖАЗ-ТАНЕЦ. Создателями джаз-танца были африканцы и афро-американцы. Принципы джаз-танца закладывались вне музыкального направления джаза и в общем не имеют к нему отношения, поэтому необходимо разделять джаз как музыкальное направление и как танцевальную технику. Традиционные африканские музыкальные инструменты, как правило, ударные: настроенные на разную высоту звука барабаны, ксилофон размером в несколько метров, погремушки и трещотки. Завывание саксофона гораздо ближе к традиционным песням Франции, нежели Африки. Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия. Итак, основные принципы: импровизация, полиритмия, полицентрия (последние два сродни музыкальной полифонии). Менее значимые принципы джаз-танца, отчасти вытекающие из первых трех: изоляция, контракция-релиз, коллапс (сброс), импульс, волна. Импровизация следует из самой природы африканского танца. Полиритмия предполагает, что разные части тела движутся в разных ритмах. Полицентрия предусматривает возникновение движения в различных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса. Полицентрия безусловно требует владения техникой изолированного движения для каждой части тела. Контракция-релиз - не столько принципы джаза, сколько характерная пара движений, по сути своей противоположных друг другу. Контракция - это искажение, например, прямой линии позвоночника в том или ином его отделе. Контракция - не сжатие (мышечный зажим нарушает ток энергии и потому противен любой танцевальной технике, хотя, безусловно, может быть использован как выразительное сценическое средство), а напротив, удлинение. Согласитесь: кривая линия всегда длиннее прямой. Релиз - противоположность контракции, освобождение от кривизны и еще большее удлинение. Джаз очень многообразен. В литературе называют мюзикл-джаз - облегченное направление, позволяющее танцовщику петь одновременно с исполнением танца, балет-джаз, бродвейский джаз… Известные джазовые танцовщики (например, Матт Матокс во Франции, Гас Джордан и Луиджи в США), организовавшие свои школы джаз-танца, часто становились родоначальниками нового направления. Ими были созданы определенные подходы к обучению танцу, выработаны наборы движений и их сочетаний, придающие своеобразный колорит постановкам каждой джазовой школы. И появлялись термины "техника Матт Матокса", "Луиджи-джаз", "Саймонс-джаз". Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в джазе параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобрели вид одной или нескольких прямых линий), движения и приемы танца модерн, народного танца. Здесь мы приходим к этно-джазу с его наиболее известными разновидностями афро-джаза и латина-джаза, стилю, который на следующем витке спирали возвращается к истокам и приглашает к новой интерпретации безрассудных плясок из Черной Африки, зажигательной самбы и тягуче-мечтательной румбы.

Anka: На мой взгляд, ДЖАЗ впитал в себя очень много от классического танца и от Африки там мало что осталось. По крайней мере, человек "с улицы" (например, мои ученики) называет ЭТО балетом. Я для себя открыла это направление танца (скорее, даже доросла до него!!!) несколько лет назад и очень этому рада. Во-первых, это безумная пластика и грациозность; во-вторых - очень эмоциональный танец, требующий самораскрытия и порой очень глубокого; в-третьих, один из менее травматичных (по моему личному опыту) и более полезных для позвоночника, осанки, суставов и т. п. танцев. Есть пара наблюдений на этот счет: 1) джаз очень женственнен (как и балет), поэтому среди мужчин (обычных ) он не популярен, 2) по этой же причине он не популярен у подростков (любого пола). Конечно, я сейчас говорю о простых людях, которые в том или ином возрасте решили заняться танцами, а не о профессионалах, которых растили и воспитывали в хореографических залах с малых лет. К моему великому сожалению, занятия ДЖАЗОМ требуют и наличие хореографической подготовки (знаний классического танца), что делает его доступным не для всех и усложняет задачу.

Anka: КЛУБНЫЕ ТАНЦЫ. Производная от различных современных танцевальных практик, позволяющая двигаться под любую клубную музыку. Музыкальная эклектика, смешение стилей обозначили необходимость танца, который умело вписывался бы в многообразие изменчивых темпов и ритмов современной музыки. Клубный танец – это несколько наборов определенных движений в том или ином стиле (hip-hop, locking, house, funk, r’n’b и др.) с возможностью собственного сочинительства, импровизации. Клубный танец – это модное универсальное умение органично танцевать и на домашней вечеринке, и на дискотеке, и в элитном ночном клубе; оно основано на знании новейших танцевальных техник. Клубные танцы, как и хастл, относятся к группе социальных. Вчера был в моде один стиль, сегодня другой, завтра третий. Интересно узнать, кто какие направления клубного танца знает и какие из них считает популярными в наше время?

Julia: У меня очень сильное желание научиться кантри танцу! К сожалению, не развит этот стиль в России... Не знаете, случайно, где можно это желание осуществить??? Или где можно посмотреть на танцующих????

Anka: Julia, в начале мая этого года в Москве проходила Всемирная танцевальная олимпиада, которую организовала Общероссийская танцевальная организация (ОРТО). В ее рамках прошел 1-й Кубок России по кантри!!! Значит, кантри в России есть, и этот стиль пытаются развивать. Какую-то информацию о кантри-коллективах (хотя бы их название), участвующих в этом кубке, можно найти на сайте ОРТО: www.ortodance.ru Также на этом сайте можно найти много информации и о других танцевальных направлениях и о проходящих конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.п.

Anka: ХИП-ХОП (в переводе «hip-hop» - мeлко прыгать). Хип Хоп - это уличная культура, включающая в себя Rap как музыкальное направление, BreakDance(делится на breaking и electric boogie) - как танцевальное, Graffiti - как изобразительное, StreetBall и Basketball, а также некоторые экстремальные виды спорта - как спортивное направление. В основе техники танца - прыжки и повороты, смесь мелких движений руками, ногами и головой, легкие трюковые движения. Музыка отличается динамичным ритмом. RAP - это всего лишь одно из музыкальных направлений Хип-Хопа, и при том не самое большое. Мощная волна германского краут-рока (Can, Faust, Neu) в 70-х годах вынесла на поверхность Kraftwerk – самый футуристический кибер-проект на земле. Роботоподобный саунд группы, положенный на немного “сбитые” ритмы, как раз и привел к первому электро-альбому на земле, “Computer World”. Это было в 1981-м, такими экспериментами занималось множество индустриальных проектов, а год спустя эти вибрации ощутили сотни танцевальных музыкантов. Одним из них был американский негр Африка Бамбата – в 1982-м он выпустил пластинку Planet Rock, на которой совместил звук немецких революционеров и брейковые ритмы. Опыт диск-жокея из Бронкса оказался заразительным: спустя год в каждом негритянском квартале Америки вовсю раскручивались особые команды-crews. Они состояли из игроков электро-команд и диск-жокеев, из вокалистов-пионеров MC и художников-граффитистов, из танцоров брейк-данса и просто хороших ребят. А “белые танцполы” тосковали по успеху диско, уходящему безвозвратно, поэтому они не смогли пропустить мимо себя новую черную волну. И электрик-буги проник в середине 80-х во все дискотеки.

Anka: R`N`B Танцы под музыку R'N'B на сегодняшний день самое модное направление современной музыки и танца. Это синтез джазовой хореографии, хип-хопа, латино, афропластики. В основу стиля положен КАЧ - плечами, головой, бедрами, ногами, всем корпусом в разные стороны под ритм. Движения отличаются мягкостью и пластичностью, и в тоже время они достаточно чёткие и ритмичные и дают танцору свободно импровизировать. R'n'B – это умение владеть телом, пластика, шарм, секс, точки. Во всех танцах важна подача, а в R'n'B особенно. R'n'B - это всегда легкая музыка, нацеленная на чувства... И танец рождается оттуда же. Нужно уметь хорошо чувствовать музыку и уметь владеть своим телом, но в первую очередь танец R'n'B должен идти от сердца. Манеры движений ярко представлены в клипах Jastin Timberlake, Janet Jackson, Five, Britney Spears, Jenifer Lopez, Usher. Так как сегодня Хип-хоп исполнители исполняют Ритм-н-блюз, и наоборот, R-n-b – исполнители зачастую читают рэп, то грань между этими танцевальными стилями крайне размыта. Никто сейчас не скажет, в чем различие между ними. Уже давно существуют международные соревнования по Хип-хопу, где участники соревнуются в танцевальном мастерстве под самые актуальные на данный момент композиции R-n-b – исполнителей.

Пандора: Несколько слов о Летней школе танцев! Я там была, уйти не могла! Очень здорово! Педагоги из разных стран! Школа посвящена только начинающему своё развитие направлению как contemporary dance! Школа эта существует с 2000! года, проводит её танцевальный театр ЦЕХ (об этом писала администратор раздела Anka в теме "Современный танец!!!" за 30.05.2007). Он расположен угадайте где?!! Вот Anka знает)) Правильно, на нащей любимой FABRIKE! Подробную инфу можно получить тут ЛШТ

Anka: СТЕП в России называют чечеткой, в последнее время степом, как в прочем, и в Европе. В Америке его называют тэпом, в Ирландии жигой, во Франции клокетом, в Испании сапатео. Этот танцевальный жанр, как и любой другой, имеет свою историю, свои истоки и свою судьбу. БРИТАНИЯ. С давних пор английские и ирландские крестьяне носили деревянные туфли. Что бы согреться или развлечься они танцевали жигу. Особенностью танца являлось то, что двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя же часть корпуса оставалась неподвижной. Переплясы и танцевальные соревнования устраивались на деревянных тротуарах и настилах на большее количество звуковых и ритмических ударов. Победители могли войти в народную танцевальную группу, которая называлась "Ланкашир - клог". Чарли Чаплин в своей книге "Моя биография" вспоминает, как в девятилетнем возрасте выступал в детском ансамбле клогденса "Восемь ланкаширских парней". И, хотя сам он утверждает, что не испытывал особого восторга от сознания того, что является одним из восьми участников ансамбля, существует свидетельство, что он весьма виртуозно исполнял жигу. Подобных групп, и детских и взрослых, было на Британских островах множество. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. Мы можем говорить о двух основных корнях тэп-денса. Африканском и Европейском. Они встретились и смешались друг с другом на Американском континенте. В те далекие времена от берегов Европы, Англии и Ирландии отчаливали суда с отчаянными и отчаявшимися, смельчаками и фантазерами, которые мечтали обрести в Новом Свете новую, счастливую жизнь. Одновременно с этими кораблями к берегам Америки приставали корабли из Африки, которые везли особый груз - рабов. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они, лишенные возможности играть на барабанах, пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели свои песни, в которых африканцы всегда умели выразить не только радость жизни, но и ее трагизм. И, конечно же, прямо на палубе устраивались переплясы на лучшее "чечеточное коленце" между белыми матросами и темнокожими "пассажирами". ТЭП-ТУФЛИ. Матросы, чтобы усилить звук чечетки прибивали к подошвам ботинок мелкие английские монеты - пенни. Это было первое изобретение и усовершенствование тэп-туфель. Русские плясуны подбивали носки и пятки сапог небольшими металлическими скобами, не только для того чтобы дольше носились, но и чтобы они громче стучали, когда они отбивали в танце дроби. Уже в двадцатом столетии "уличные" танцовщики, чтобы их было лучше слышно, крепили на подметках ботинок пивные пробки. Сейчас, в результате всех этих приспособлений, существует две системы набоек. Одинарные или акустические, когда звук, сила удара и сложность ритма зависят только от мастерства и техники танцовщика. Двойные или стереофонические, когда двойные пластины на набойках помогают исполнителю издать больше звуков.

Anka: Мне довелось заниматься степом в Институте Культуры (и американским, и ирландским), хочу сказать, что очень нелегкое это дело. Ногами махать - это легко, а вот выделывать стопами всевозможные выкрутасы, да еще и с бешеной скоростью - это отдельное искусство, требующее ежедневных тренировок. Тут задействована мелкая моторика стопы, которая в обычной жизни у человека не используется (в отличие от мелкой моторики руки, которую мы с детства развиваем - рисование, лепка, письмо и т.п.). Еще одна мысль по поводу степа: в нашем современном обществе, особенно среди молодежи, под степом подразумевается степ-аэробика, и некоторые даже не знают, что есть совсем другой степ. Мне пока не понятно, что есть между ними общего...по-моему, ничего! К сожалению, степ-аэробика есть сейчас в любом фитнес-центре, а вот степ-танец преподают мало где. И еще одна забавная история: в лагере, где я работала, проводился танцевальный конкурс стартин. Моему отряду досталось задание - подготовить танец СТЕП. Организаторы конкурса смешали в одну кучу танцевальные и музыкальные направления, например, СТЕП, Джаз, Классика, ... и РОК! Танца РОК нет, что, конечно, вызвало у меня возмущение. "Мои" дети-танцоры не имели никакого представления о степе, о том, как его танцуют. Да и мои знания тут мало пригодились. Степ танцуют в степовках и за 2 часа этому не научишься! В итоге мы выработали новое направление степа!!! Удары ногами и хлопки, почти как в знаменитом "танце" We will rock you, легли в основу постановки. Почти как известный всем STOMP, только без предметов. Думаю, STOMP - это своего рода новое направление степа. Самым популярным современным степ-коллективом, который сумел сделать из этого танца потрясающее шоу, считаю австралийцев TAP DOGS. Они в мае выступили в Москве!!! Я, к сожалению, видела их только в записи, но даже в телевизоре это очень захватывающее зрелище!

Дашук: У меня в связи с информацией Анны возник вопрос: а где сейчас профессионально преподают степ-танец? Я лично пока не слышала ни об одной танцевальной школе, которая бы этим направлением серьезно занималась...

Julia: Вот на этой страничке размещены резюме степ-школ: http://www.dancelife.ru/tap/tapschools.htm#moscow

Anka: Да, степ-школ очень даже много, этот стиль сейчас вновь обретает популярность. Я лично знаю (слышала, видела выступления и т.п.) 3-х степистов: Константин Невретдинов, Владимир Кирсанов и Юрий Деревягин. Все они есть в ссылке. У Деревягина я училась. Он фанат!!! Про Кирсанова знаю, что его ноги стучат степ в знаменитом фильме "Зимний вечер в Гаграх". Невретдинов часто бывает в жюри на разных танцевальных конкурсах. Про остальных, к сожалению, ничего не знаю.

Anka: КРАМПИНГ Этот уникальный, не имеющий аналогов танец развился из движения танцующих клоунов Южного Централа Лос-Анджелеса, организованного знаменитым Клоуном Томми. К сегодняшнему дню крампинг, полностью отделившийся от танцевания клоунов, представляет собой полноценный вид танцевального искусства с множеством стилей и, вопреки расхожему убеждению, не подразумевает использование клоунского грима. Многие стили крампинга мрачны и агрессивны. В противовес дурашливому Clown Dancing крампинг создавался, чтобы танцоры могли выразить гнев или выбросить сдерживаемые эмоции посредством неистовых, гиперболизированных и драматичных движений. Однако к сегодняшнему дню крампинг обзавелся также более спокойными, позитивными и ироничными стилями (например, Goofy style). И все же любой из стилей крампинга подразумевает наличие физического контакта между танцорами, напоминающего неискушенному зрителю драку, и работу с весом партнера. В силу своей эмоциональной самобытности крампинг довольно сложен технически и основывается на совершенном исполнении изолированных движений, трясок, сбросов и наклонов позвоночника. Мгновенно распространившись по США и Европе, крампинг появился в музыкальных видеоклипах Missy Elliott, Madonna, The Black Eyed Peas, The Chemical Brothers, Skinny Puppy и других звезд, а также стал темой нескольких фильмов, в том числе «Rize» знаменитого фотографа и режиссера Дэвида Лашапеля. Более подробную информацию можно узнать здесь:Крампинг

Anka: Я решила написать про крампинг, потому что именно это направление меня когда-то очень заинтересовало и именно им сейчас я занимаюсь. Техника не из легких, требует хорошей физической подготовки, но посетив всего несколько занятий, я уже могу дать волю эмоциям. Это нечто!!! Это шикарная возможность разрядиться и выплеснуть всю свою агрессию и накопившийся негатив. У меня болит всё, на теле уже синяки, хромаю на одну ногу, но меня прёт!!! Не женский это танец, но с помощью него можно работать со своей энергией, самоутверждением и всеми теми мужскими качествами, которые порой так необходимы и нам. Я сейчас начала работать с трудными подростками, с ними необходимо иметь много терпения, нужно сдерживать себя, чтоб не наорать и т.п....После такой работы я отрываюсь на танцах!

Пандора: Итак, это то, что стоит знать: сие направление набирает обороты, развивается, без него нельзя представить картину современного теарального и танцевального искусства... КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Контактная импровизация (КИ) - вид, форма движения, танца, импровизированного по природе, вовлекающая два тела в соприкосновение. Побуждающая импульсы, инерция и вес тел, передаются через точку физического контакта, которая постоянно вращается вокруг танцоров. Танцующие тела перемещаются, перекатываются, сталкиваются и отскакивают, балансируют и перелетают друг через друга. В КИ мы видим чувственность вальса и танго в сочетании с естественностью, простотой игры и самозабвенным полетом! Контактный танец -- учит тело принимать решения в моменте. Быть <[здесь-и-сейчас]>. Учит доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать. Контактная импровизация это сама жизнь, во всех ее проявлениях! Некоторые люди исполняют это на зрителях. Другие занимаются КИ как духовной практикой или выполняют только как физическую дисциплину. Некоторые люди видят в этом гимнастику или борьбу или что-то еще. Подробнее на сайтах: http://www.angeldance.ru и http://www.contactimprovisation.ru Есть следующая информация: http://community.livejournal.com/svoe_mesto/2169.html Уверена, всем, у кого есть возможность, стоит походить туда. Разговаривала с Дамиром: для студентов одно занятие - 300 руб. Правда, вторник у некоторых - репетиционный день...

Видилитили: Секс без интима [ 10 ] Татьяна Арефьева, автор «Русский репортер» Сегодня модно танцевать, чтобы сбросить напряжение и научиться общаться без слов. Если ты плохо спишь, можно пойти к скучному психотерапевту и порыдать на кушетке, а можно весело подвигать телом в танцклассе. Аргентинское танго и контактная импровизация — два разных по философии, но сходных по результатам подхода к оживлению собственного тела Встретила вчера на улице подругу — выглядела она на все сто. Оказалось, скоро выходит замуж, да и ребенок на подходе. На вопрос, где нашла мужа, недоуменно воскликнула: «Ну как же? На танго! Помнишь, ты к нам приходила?» И я припомнила вечеринку с аргентинскими гостями в полутемном зале и очень скромного юношу, который вел мою знакомую, наступая ей на ноги. «Ха! Где теперь тот скромник? Бабы на него вешаются, начальником перед Новым годом сделали. Он теперь себя носит — видела бы как!» Другая подруга, изнывавшая под грузом не столько лишнего веса, сколько тяжких дум о нем, была силком отправлена на тренинг контактной импровизации, после чего ее ночные звонки-жалобы прекратились. Зато недавно она звонила с семинара в Гватемале, куда со своим английским бойфрендом поехала заниматься своими странными танцами. «Мне тут понравился один бразильский актер. Но он черный. Как ты думаешь?» — шептала она мне в трубку. А я думала: «Бог мой, ты еще недавно стеснялась спросить, как пройти к метро». Тело городского человека, как правило, находится в плачевном состоянии. Хозяин не обращает на него внимания. Проблему взаимоотношений личности со своим внешним видом и с противоположным полом походы в спортзал не решают. Вопросы «Кто я?», «Почему я себе не нравлюсь?», «Могу ли я понравиться кому-то?» повисают в воздухе. Мужчина стесняется себя и боится подойти к женщине, хотя она нравится ему до дрожи. Женщина ведет себя точно так же. Оказывается, их проблему могут решить социальные танцы — технически сложное танго и простая как мычание контактная импровизация. Любой танцкружок подобен секте. Он засасывает. Становится альтернативой повседневной жизни, твоей маленькой тайной. Новые люди разделяют твои новые убеждения. Ты знакомишься с идеологией выбранного танца, погружаешься в его субкультуру. Танго и контактная импровизация — это как черное и белое. Человек, танцующий танго, в ужасе отшатнется при виде «контактников»: их танец без правил и иногда без музыки его шокирует. «Контактник» же, приемлющий все виды танцев, лишь усмехнется, если предложить ему зайти на милонгу (танго-вечеринку). Но при всех различиях оба эти вида движения прямиком ведут к одному — примирению со своим телом, своей сексуальностью и противоположным полом. Танго Аргентинская энергия В маленьком симпатичном полуподвале аргентинские тангеры Пабло и Ноэлия учат женщин двигаться. «Вытяните руку, как будто она начинается от уха. Сделайте шаг и почувствуйте, что нога начинается от груди». Ноэлия — фарфоровая нимфа девятнадцати лет с аппетитной попкой и идеальной грудью. Она тренирует лет с пятнадцати, а танцует танго с раннего детства, что не удивительно: в Буэнос-Айресе считается, что местным танцу учиться не надо, он у них в крови. В Аргентине танго — танец народный, танец воров и проституток, вульгарный и утонченный в своей сексуальности. В России танго — способ встряхнуться, «расправить спинку». Русских женщин учить нелегко, говорят тренеры. Они феноменально зажаты. Из группы в 20 человек музыку слышат от силы трое. Отчетливый, предсказуемый ритм танго им никак не дается, тела движутся произвольно. Аргентинцы предлагают очень простые упражнения. Например, пройти по залу так, чтобы «энергия шла впереди», а тангера следовала бы за ней. Внешне это напоминает походку пантеры. Медленно перенося вес с одной ноги на другую, девушки крадутся из дальней части зала к зеркалу. Многие уже делали что-то подобное в детстве, играя в диких кошек, но подзабыли. «Напряжение в теле и энергия в танце — это две разные вещи, — убеждает женщин Пабло. — Энергия возникает при переходе из одного движения в другое. Равновесие не в том, чтобы тело вытягивалось в струнку и напрягалось. Чувствуйте свое тело и тело партнера. Если тангера заблокирует хотя бы одну часть своего тела, ее тангеро почувствует удар». Речь постоянно идет о «чувстве тела», ощущении себя как единой пластичной субстанции. Двойное следование Те, кто ходит на милонгу, в упоении рассказывают о переменах в ощущении себя. Первое и главное — женщина перестает вздрагивать от случайных прикосновений. Она привыкает к тому, что физическая близость не всегда означает агрессию. На милонге партнеры меняются дамами. В этом смысл народного танго: научиться гармонично двигаться с разными партнерами. Социальные танцы созданы для тренировки навыков общения. «Танго с психологической точки зрения — иллюстрация отношений мужчины и женщины, — говорит руководитель клуба аргентинского танго La Milonga Александр Вистгоф. — Игра, в которой есть определенные роли. Мужчина инициирует эту игру, женщина ему отвечает. На занятиях мужчина учится вести, женщина — следовать. Происходит то, чего в обычной жизни практически нет». В тактике «двойного следования» мужчина предлагает, женщина отступает, приглашая, и мужчина идет за ней. Когда па наконец выходит, у пары рождается чувство эмоционального контакта. Занимаясь долго, люди становятся раскованными, начинают слышать музыку, у них появляется эйфория и… привыкание. Тангеры могут бросать танцы, но всегда возвращаются, пусть и через несколько лет. Они приходят сюда, в танго-квартиру на Павелецкой, как в масонский клуб. Многие в школе танго уже переженились и родили детей. Сам учитель танца Александр Вистгоф нашел себе жену на милонге. С танго-фанатами нельзя говорить ни о каких других танцах — они хотя и сдерживают себя, но сердятся. Ей-богу, как сектанты. Впрочем, их можно понять: танго дало им все. Насмотревшиеся фильмов «Танго меняет и мужчину, и женщину: оно повышает само-оценку, — комментирует Александр. — У нас люди проходят курс психологической реабилитации. Видели бы вы, какие заморыши к нам приходят!» Вистгоф имеет в виду мужчин. О женщине за весь наш долгий разговор он ни разу не отозвался иронически или пренебрежительно. По нему легко понять, что такое настоящий тангеро. «У нас женщины многое мужчинам позволяют, на все смотрят сквозь пальцы. Аргентинские женщины (и итальянки, которые на них похожи) могут плохо танцевать, они могут быть не очень симпатичными по сравнению с русскими, но они заставляют себя ценить. Для меня каждая поездка в Аргентину — это опыт обращения с девушкой в танце. Наш мужчина может толкать и дергать партнершу, использовать ее как подставку. Он может танцевать с чувством “Вот я какой красивый, а женщина нужна только для того, чтобы показать мою красоту”. А русскому мужчине надо учиться танцевать для женщины, чтобы та раскрылась и дала ему что-то». Часто люди приходят на первый урок танца, влекомые стереотипами: танго — это страсть, объятия, цветок в зубах. Иным нравится старая музыка или, наоборот, какой-ни-будь Gotan Project. Кто-то раз сто посмотрел фильм «Давайте потанцуем» и решил, что в танцклассах сплошные Ричарды Гиры. А еще есть мода на социальные танцы, публикации в глянце и слово «милонга», которое звучит как приглашение в красивую жизнь. Тангера Олеся Арчакова, преподающая в школе «Уроки танго», вспоминает свою первую милонгу: «Я хотела танцевать фламенко, но выбрала танго. Почему? Представь, ты видишь мужчину, с которым хочешь спать, и танцуешь с ним, едва касаясь его кончиками пальцев. Ты еще не дотронулась до него, но уже чувствуешь всю его энергетику. То, чего мне не хватало в отношениях мужчины и женщины в жизни, я получила в этом танце. Сбылись все мои девичьи мечты». Только для взрослых В танго-квартире La Milonga все женщины — принцессы в ожидании принцев. Одни уже многое пережили, другие — в преддверии драм. Типажи как на подбор: глаза большие, глядящие вдаль, губы неулыбчивые, брови с изломом, шеи лебединые, плечи острые и напряженные. Молоденьких почти нет. Как говорила одна тангера со стажем о слишком юной танцорке, «ей 18, ей нечего сказать в танго». Действительно, танго — всегда надрыв. Встречаясь на три минуты, пока играет музыка, пара проигрывает историю любви и расставания. Ревность, тоска, измена, охлаждение, разрыв. Каждый думает о своем, но это свое у всех одно и то же. Быть несчастным по-своему, оригинально, по плечу поистине незаурядной личности, на милонгу же ходят люди предсказуемые. Тут не встретишь художника или артиста, зато красивых женщин из офиса — хоть отбавляй. «Уже по степени зажима можно определить, какую должность она занимает, — смеется Олеся. — Если руководящий состав, то вплоть до коленей своего тела она не чувствует». В танго быстрее расслабляются женщины. Они начинают слышать музыку и правильно двигаться уже через полгода занятий. Мужчинам для постижения азов требуется в пять раз больше времени. Трудно сказать, что тому виной: психология восприятия или то, что с девушками чаще танцуют опытные партнеры (по личным причинам, конечно) и те, естественно, быстрее набираются опыта. Зато во взаимоотношениях полов в процессе обучения первыми оттаивают мужчины. Объятия с десятками прелестниц лечат их ум и тело. Женщина танцует, прижимается к партнеру, но не доверяет ему. Тело рвется на милонгу, а в груди все еще лежит снег. Поэтому женщины чаще бросают занятия, хотя сам танец дается им легче. Мужчины же задерживаются надолго. «Бывает, люди с хорошими данными уходят, а с неважными — остаются, меняются, достигают высот, — говорит Вистгоф. — Мужчинам-танцорам мы даем возможность заниматься постоянно. Пришел, чуть-чуть потанцевал в своей группе, а потом пошел помочь группе начинающих. Он может общаться со множеством молодых девушек, обучать их — такая практика поднимает самооценку мужчины. И девушке приятно получить уверенного партнера. Танго как секс, только без интимной близости. Вам не обязательно спать с женщиной, чтобы ее чувствовать. В мире есть множество пар, которые близки друг другу как партнеры, но не имеют интимных отношений. И танец вполне может заменять секс». Мимо нас по кругу против часовой стрелки движутся пары. Мужчины наступают, девушки манерно отступают. «Корпус всегда впереди. Он дает энергию, потом следует шаг. Если вы просто шагнете, наступите девушке на ногу», — объясняет аргентинец Пабло. «Народ у нас не расслабленный», — качает головой Вистгоф. Половина девушек ходит в танго-квартиру исключительно в надежде на танец с ним. «Расслабление, как любая другая физическая активность, требует времени. Чтобы вы могли двигаться непринужденно, ваши мышцы должны привык-нуть к нагрузкам. Должны расслабиться бедра — у аргентинцев это очень заметно. И главное — расслабиться здесь, — Александр гладит пальцем висок. — А для этого должно пройти несколько лет». Контактная импровизация Коснуться собеседника На уроке контактной импровизации (КИ) много знакомых лиц. Помнится, еще год назад они были сутулыми, зажатыми. А теперь полноватая мать двоих детей стала атлетичной Брунгильдой с талией и всеми остальными атрибутами, а юноша, не смевший глаз поднять на партнершу, Финистом — Ясным соколом. Первым московским тренером КИ была Анджела Доний, от нее по сарафанному радио пошла по городу весть об удивительной практике. Тогда, в 2000 году, никто о подобном и не слышал — инновации до нас доходят медленно. КИ была разработана в начале 70−х американским танцором Стивом Пэкстоном. С тех пор в Европе и Америке она стала частью танцевально-двигательной терапии, стилем жизни, методом самопознания и учебной дисциплиной. «Не понимаю, почему контактную импровизацию не преподают в наших теат-ральных училищах?» — возмущается актриса Елена Морозова. Она начала заниматься у Анджелы два года назад и буквально провалилась в метод, открыла для себя дверцу в волшебный мир, где все складно и ладно, усталости нет, зато есть непроизвольная улыбка от уха до уха и живое, бодрое тело. Летом 2006−го мы встречались для интервью, и в ходе беседы я то и дело обнаруживала Ленину руку то у себя на плече, то на колене, то на шее. Теперь я, посмеиваясь, напоминаю ей это, а она отвечает: «Импровизация обращает наше тело и то, что мы называем умом, в детство, когда у нас не было вопросов, можем мы это сделать или не можем, боимся или не боимся. Детский опыт — он быстро возвращается. Тем более что никакой сложности в КИ нет. Потеря веса, потеря равновесия и зависание в этом процессе потери — ощущение полета. Улучшается здоровье и настроение, взаимодействие с людьми. Перестаешь бешено реагировать на прикосновения. Наоборот, очень хочется погладить партнера. Я себя поначалу ловила на том, что мне все время хочется трогать людей. Становиться с ними единым целым, а не просто разговаривать. Хочется с собеседником бегать и прыгать». Без алкоголя и наркотиков Описать контактную импровизацию словами непросто. В тишине сходятся два человека. Они прислоняются друг к другу, трутся спинами, опираются, пробуют партнера на устойчивость. Потом один может нагнуться, а другой — лечь ему на спину и как бы упасть с нее, причем первый последует за ним. И вот уже они оба катаются по полу, сплетаясь в клубок. Все это происходит медленно и грациозно. Лица танцующих абсолютно расслаблены, а сами они напоминают богов, кувыркающихся в облаках. Обучение начинается с падения. Нужно научиться падать безболезненно, безопасно и с любой высоты. На первые занятия новички приходят в футболках с длинными рукавами, трениках и наколенниках. Только когда тело научится сколь-зить по любой поверхности, можно будет перейти на открытые майки. Опытные танцоры выглядят великолепно — выходцы из тренажерных залов не выдерживают конкуренции: контактная импровизация дает гладкое, гармоничное, поджарое тело, в котором мышцы составляют общую картину, а не выпирают в отдельно взятых местах. И еще: «контактники» очень спокойны. Даже слишком. Что раздражает. Кажется, что эти люди принимают какие-то хитрые таблетки. Но нет, их лозунг: No sex, no drugs, no alcohol. Наркотики и выпивка с замысловатыми па действительно не вяжутся, чего не скажешь о сексе. Меняясь партнерами, красивые люди приникают друг к другу, замирают в объятиях. «КИ — это просто танец без правил и стереотипов, а секс социально обусловлен, — парирует психолог и тренер Александра Безроднова. — В нем множество стереотипов и повторяющихся движений. Конечно, человек может испытывать эротические переживания как побочное явление, но они не могут быть самоцелью. Целью является развитие личности». Если на контактную импровизацию человек приходит в поисках пары для секса, это становится очевидно в первом же танце. Он принимает нелепые позы, люди отстраняются от него, и бедняга танцует в одиночестве, осознавая, насколько он озабочен. Выходов из ситуации два: тихо уйти навсегда или остаться и начать работать над собой. Второй вариант более популярен. Честность тела «Контактная импровизация проявляет личность, — говорит тренер Дамир Арсланов. — Человек в танце встречается с собой. Он обнаруживает свои характерные модели поведения, привычки, роли». «Тут главная задача — научиться за собой наблюдать, — подхватывает Александра Безроднова. — Люди не спят, они не бессознательно двигаются, наоборот, они очень внимательны к себе. Смысл не в том, чтобы отпустить себя и стать непредсказуемым, а в том, чтобы на фоне этой спонтанности контролировать ситуацию. Именно это дает возможность что-то изменить». Дамир с Сашей, сменяя друг друга, подобно тем танцорам, что плавно падают и переворачиваются рядом с нами, рассказывают, как занятия изменили их жизнь. «Ты просто перестаешь делать ненужные вещи. Начинаешь делать только то, что нравится. Перестаешь себе врать. Если ты нечестен в танце, танец прекратится. Честность тела становится твоей повседневной честностью. Теперь ты можешь ответить себе на вопрос “Чего я хочу и чего не хочу?”» «Пример — мой молодой человек. За время занятий похудел на 12 кг, при этом он ест не меньше, но прислушивается к телу. Начинает понимать, когда действительно голоден, а в какой момент просто закидывается едой от скуки. Он стал более расслабленным, более мягким, открытым, ушел с работы, которая ему не нравилась, открыл свою компанию, делает то, что ему хочется, и счастлив». «В бальных танцах главное — выучить и правильно выполнять свою роль. В контактной импровизации нет ролей, ты ничего ни за кем не повторяешь, от тебя не ждут соответствующего поведения. На этом фоне твои роли особенно видны. Ты делаешь то, что соответствует твоим привычкам. Но менять роли — не цель КИ. Ее цель — пойти дальше этих ролей. Не избавиться от привычки, а научиться быть свободным, несмотря на эти привычки. Быть хозяином жизни». «Раньше я чувствовала себя плохо в большой компании. Если не удавалось стать лидером, я уходила, потому что чувствовала себя неуместной. Мне казалось, что я должна делать что-то такое, что привлекало бы ко мне внимание. Теперь я поняла, что можно получать удовольствие, не принимая на себя никакой роли». «В недавнем прошлом я офисный работник. Мне было интересно заниматься бизнесом, но в нем реализовывалась только голова, а тело тоже хотело быть задействованным. Мне дано тело, я не собираюсь уходить от него. Тогда почему я не чувствую его? Свой вес? Свой пол? Так спрашивал я себя. В одном осознании своего тела уже кроется удовольствие». Движение в потоке Занятие подходит к концу. В зале осталось от силы пять пар. Вот полная брюнетка сливается с худенькой блондинкой — пара совсем не обязательно должна быть разнополой. Импровизатор может танцевать даже со стулом, если ему угодно. Люди могут танцевать втроем, вчетвером — в зависимости от настроения. Вот мужчина, только что танцевавший с одной девушкой, теперь лежит посреди зала с другой. Издали кажется, что пара беседует. Присмотревшись, понимаю: молодые люди аккуратно ощупывают друг друга с закрытыми глазами. Плечи, кисти рук, шея. Их пальцы наконец сплетаются, они затихают. Вспоминаю, как Лена Морозова рассказывала мне о разных видах контактной импровизации: «Есть опыт с завязанными глазами, когда ты два часа ходишь на одних ощущениях. Я ездила на международный фестиваль в Израиль, там было много инвалидов, которые не считают себя инвалидами. Глядя на этих людей, я задавала себе вопрос: “Кто из нас болен?” Люди на колясках с церебральным параличом, с переломанным позвоночником танцуют, они живут в мире движения, скорости. Когда твое тело получает опыт, и ты начинаешь разговаривать с ними на одном языке. На семинаре была девочка из Австралии, которая говорила: “Я уже четыре года не была дома”. Спрашиваю: “Как же это получилось?” Отвечает: “Нахожу в интернете фестивали и езжу”. — “А как же деньги?” — “Очень просто. Когда у меня заканчиваются средства, я надеваю свой костюм, выхожу на улицу”. Эта девушка медленно передвигается по улице, присаживается, встает — что хочет, то и делает. И ей за это дают деньги. Тогда она находит следующий фестиваль и едет. Сходства и различия Контактная импровизация и милонга — два мира, две практики терапевтического танца, два подхода к воссоединению с собой. Их связывают внимание к телу и примирение с ним. Только в танго у него есть миллион подсказок, которые оказываются жесткими правилами. А в КИ танцор предоставлен сам себе: он может поддаться на предложение партнера завалиться налево или кувырнуться направо, а может отказаться, безвольно стечь на пол. В танго гендерные задачи четко определены: девушка красивая и податливая, мужчина ответственный и инициативный. В КИ инициатива перетекает от одного партнера к другому. Маленькая девочка может поднять здоровенного мужика, не используя мышечную силу. Как? Секрет, который раскрывается постепенно. Но говорят, что к пятому занятию ты уже можешь это сделать. В КИ новичка часто не отличишь от профессионала. В танго же умение приходит самое раннее через полгода упорных тренировок. На танго ходят офисные романтики, на импровизацию — искатели пути к себе, артисты, художники, всевозможные чудаки. Отличия, непримиримые противоречия — все так. Но и тангеры, и импровизаторы повторяют одну и ту же фразу: «Я перестал вздрагивать, когда ко мне прикасаются другие люди». Значит, недоверие к миру ушло. Появилась любовь к телу. И спинной мозг начал работать, наряду с головным.

Anka: RAGGA JAM Музыка Raggamuffin произошла от Reggae. На Ямайке и Антильских островах (уже много лет) этот стиль имеет фантастический успех в клубах и на улицах. По этой причине с 1998 года Лер Кортеллемонт, которая в то время была инструктором hip- hop в Париже, решила представлять стиль Ragga в фитнес клубах и танцевальных студиях. Лер зарегистрировала авторское право и адаптировала стиль для людей, занимающихся фитнесом и танцами. Так появилось направление Raggajam. ( Raggajam защищена INPI). Так же как и hip- hop, Raggajam – это сочетание хореографии и сердечно-сосудистой работы. Уроки адаптированы для фитнес и танцевальных групп всех уровней. Raggajam – это смесь уличной Ragga, hip- hop и джаза, но при этом с характерным духом островов. Творчество, хорошая атмосфера и веселье – вот главные составляющие. Raggajam –новый вид уличного танца, соединяющий в себе страсть, экзотику и доступность. В 2007 году основательница этого направления впервые провела свои мастер-классы в Москве, после которых была создана команда Ragga Jam Team Russia. Сейчас этот танец активно преподается в Москве и других городах участниками команды и другими преподавателями.

Tesh: и все-таки ты написала об этом))) я прям уже дни отсчитывала, когда ты напишешь о Рагге))))



полная версия страницы